Лика
, 54 года28 июня 2009 18:00
По христианскому вероучению, завидуя, человек совершает грех. В Евангелии Спаситель говорит, что "завистливое око... оскверняет человека" (Мк. 7, 22). В обыденной жизни приходится иногда слышать о "доброй зависти" и о "чёрной зависти". Не будем обманываться. Зависть - всегда зависть.
- Десятая заповедь Господня гласит: "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего...". Иначе говоря, не завидуй?..
- Зависть - страшное чувство. От него произошло неустройство во всей Вселенной. Оно оказалось присуще не только людям, но и высшим духовным существам - ангелам. Первым позавидовал славе Божией один из совершеннейших ангелов - денница или сатанаил, который после отпадения от Творца стал называться сатаной. Решив, что он сам - как Бог, он увлёк в погибель противления божественной власти сонмы других ангелов. Как образно говорится в Апокалипсисе, третью часть звёзд. Далее этот грех перешёл и на род человеческий. Диавол позавидовал первым людям, их райской жизни и любви к ним Творца. Обманом и хитростью он вынудил наших прародителей нарушить заповедь Божию не вкушать плодов от древа познания добра и зла: "В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги..." (Быт. 3, 5 ). Иначе говоря, враг рода человеческого предложил первым людям "лёгкий путь" обретения божественной благодати через противление и непослушание воле Создателя. Однако совершенство, как известно, достигается огромным трудом через самоотречение и духовный подвиг.
Последствия грехопадения оказались катастрофическими для всей живой и неживой природы. За ним последовала духовная смерть человека, нестроения в мире, войны, революции, разного рода катаклизмы и в конечном итоге - ограниченность нашего земного бытия короткими временными рамками.
Господа называют Вседержителем, т. е. Он весь мир содержит в Своей власти. Необыкновенную гармонию во всём мы замечаем, наблюдая жизнь живой природы. И осознание величия Божия наполняет сердце неизреченной радостью и упоением.
Каждый человек призван быть исполнителем Божественного Промысла, поэтому очень важно понять своё призвание в жизни, направить свои способности в правильное русло. Тому, кто живёт так, чувство зависти чуждо. Главным содержанием бытия становятся благодарность Богу и желание соблюдать Его святые заповеди. У живущего по воле Божией зависть претворяется в стремление вести добродетельную жизнь и равняться на тех людей, которые в этом преуспели. Награда такому человеку - жизнь вечная и Божие усыновление. И это такое богатство, по сравнению с которым все сокровища мира - ничто. Об этом говорит и пророк Давид: "Бозе есте (вы боги) и сынове Вышняго еси" (Пс. 81,6).
- Каковы всё-таки причины зависти ?
- Господь определил каждому из нас своё назначение в жизни. Однако нам постоянно хочется чего-то большего. Мы всегда за чем-то стремимся. В результате подрываем свои душевные и физические силы, нарушаем гармонию не только в своей душе, но и во всём мире. Смотрите, как изуродована и страдает окружающая нас природа. Безудержная погоня за техническим прогрессом поставила нашу жизнь буквально на грань выживания. Главная трагедия человека и человечества в том, что мы противопоставляем свою волю Божественной, т. е. не живём и не стремимся жить по Его святым заповедям. Все это в полной мере относится и к зависти.
- Можно ли дать какое-либо определение рассматриваемой нами страсти? И как её преодолеть?
- Зависть - прежде всего есть неправильное душевное устроение человека, разновидность душевной болезни. Очень важно осознать, что эта болезнь у нас есть, понять ущербность нашего мировоззрения.
Народная поговорка гласит: "Не тот богат, у кого сад, а кто одному цветочку рад". Необходимо научиться довольствоваться малым, стараться желать людям добра, не злорадствовать и не ожесточаться, например, по поводу того, что ваш сосед или знакомый построил новый дом или купил заграничный автомобиль, а вы этого не можете...
Вспомним мытаря Закхея, который был жадным и сребролюбивым. Но когда увидел Господа, его душа преобразилась, и он решил половину своего имения раздать нищим, а тем, кого обидел, воздать вчетверо. Добродетели, противоположные зависти - милосердие, смирение, доброе душевное расположение к окружающим нас людям. Вот этому нужно учиться и к этому стремиться.
- Бывает так, что один грех открывает путь в сердце человеческое другим грехам. Что Вы можете сказать в отношении зависти?
- Позавидовал, возгордился - совершил преступление. Как я уже говорил, сатанаил, позавидовав славе Божией, впал затем в грех гордыни: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему" (Ис. 14,13-14).
Из-за зависти Каин убивает Авеля. Как известно из Священного Писания, жертва Авеля была принята Богом, он приносил её от чистого сердца. Каин не мог этого перенести - его жертва была отвергнута. Господь, видя злое расположение Каина, говорил ему: "Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? ...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4; 6, 7). Но Каин не внял божественному предостережению...
В книге Премудростей Иисуса сына Сирахова сказано, что признак счастья - доброе, весёлое лицо. Если человек мрачен - жди беды. Действительно, один грех порождает множество других. Разрушение плотины, как известно, тоже начинается с маленького ручейка.
В старину из-за зависти крестьяне, случалось, жгли барские усадьбы и дома своих зажиточных односельчан. Сегодня нередко по этой же причине убивают "новых русских", сжигают дачи, квартиры... И попадают в глубокую нравственную бездну, навлекая гнев Божий на себя и на с
По христианскому вероучению, завидуя, человек совершает грех. В Евангелии Спаситель говорит, что "завистливое око... оскверняет человека" (Мк. 7, 22). В обыденной жизни приходится иногда слышать о "доброй зависти" и о "чёрной зависти". Не будем обманываться. Зависть - всегда зависть.
- Десятая заповедь Господня гласит: "Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего...". Иначе говоря, не завидуй?..
- Зависть - страшное чувство. От него произошло неустройство во всей Вселенной. Оно оказалось присуще не только людям, но и высшим духовным существам - ангелам. Первым позавидовал славе Божией один из совершеннейших ангелов - денница или сатанаил, который после отпадения от Творца стал называться сатаной. Решив, что он сам - как Бог, он увлёк в погибель противления божественной власти сонмы других ангелов. Как образно говорится в Апокалипсисе, третью часть звёзд. Далее этот грех перешёл и на род человеческий. Диавол позавидовал первым людям, их райской жизни и любви к ним Творца. Обманом и хитростью он вынудил наших прародителей нарушить заповедь Божию не вкушать плодов от древа познания добра и зла: "В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги..." (Быт. 3, 5 ). Иначе говоря, враг рода человеческого предложил первым людям "лёгкий путь" обретения божественной благодати через противление и непослушание воле Создателя. Однако совершенство, как известно, достигается огромным трудом через самоотречение и духовный подвиг.
Последствия грехопадения оказались катастрофическими для всей живой и неживой природы. За ним последовала духовная смерть человека, нестроения в мире, войны, революции, разного рода катаклизмы и в конечном итоге - ограниченность нашего земного бытия короткими временными рамками.
Господа называют Вседержителем, т. е. Он весь мир содержит в Своей власти. Необыкновенную гармонию во всём мы замечаем, наблюдая жизнь живой природы. И осознание величия Божия наполняет сердце неизреченной радостью и упоением.
Каждый человек призван быть исполнителем Божественного Промысла, поэтому очень важно понять своё призвание в жизни, направить свои способности в правильное русло. Тому, кто живёт так, чувство зависти чуждо. Главным содержанием бытия становятся благодарность Богу и желание соблюдать Его святые заповеди. У живущего по воле Божией зависть претворяется в стремление вести добродетельную жизнь и равняться на тех людей, которые в этом преуспели. Награда такому человеку - жизнь вечная и Божие усыновление. И это такое богатство, по сравнению с которым все сокровища мира - ничто. Об этом говорит и пророк Давид: "Бозе есте (вы боги) и сынове Вышняго еси" (Пс. 81,6).
- Каковы всё-таки причины зависти ?
- Господь определил каждому из нас своё назначение в жизни. Однако нам постоянно хочется чего-то большего. Мы всегда за чем-то стремимся. В результате подрываем свои душевные и физические силы, нарушаем гармонию не только в своей душе, но и во всём мире. Смотрите, как изуродована и страдает окружающая нас природа. Безудержная погоня за техническим прогрессом поставила нашу жизнь буквально на грань выживания. Главная трагедия человека и человечества в том, что мы противопоставляем свою волю Божественной, т. е. не живём и не стремимся жить по Его святым заповедям. Все это в полной мере относится и к зависти.
- Можно ли дать какое-либо определение рассматриваемой нами страсти? И как её преодолеть?
- Зависть - прежде всего есть неправильное душевное устроение человека, разновидность душевной болезни. Очень важно осознать, что эта болезнь у нас есть, понять ущербность нашего мировоззрения.
Народная поговорка гласит: "Не тот богат, у кого сад, а кто одному цветочку рад". Необходимо научиться довольствоваться малым, стараться желать людям добра, не злорадствовать и не ожесточаться, например, по поводу того, что ваш сосед или знакомый построил новый дом или купил заграничный автомобиль, а вы этого не можете...
Вспомним мытаря Закхея, который был жадным и сребролюбивым. Но когда увидел Господа, его душа преобразилась, и он решил половину своего имения раздать нищим, а тем, кого обидел, воздать вчетверо. Добродетели, противоположные зависти - милосердие, смирение, доброе душевное расположение к окружающим нас людям. Вот этому нужно учиться и к этому стремиться.
- Бывает так, что один грех открывает путь в сердце человеческое другим грехам. Что Вы можете сказать в отношении зависти?
- Позавидовал, возгордился - совершил преступление. Как я уже говорил, сатанаил, позавидовав славе Божией, впал затем в грех гордыни: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему" (Ис. 14,13-14).
Из-за зависти Каин убивает Авеля. Как известно из Священного Писания, жертва Авеля была принята Богом, он приносил её от чистого сердца. Каин не мог этого перенести - его жертва была отвергнута. Господь, видя злое расположение Каина, говорил ему: "Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? ...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4; 6, 7). Но Каин не внял божественному предостережению...
В книге Премудростей Иисуса сына Сирахова сказано, что признак счастья - доброе, весёлое лицо. Если человек мрачен - жди беды. Действительно, один грех порождает множество других. Разрушение плотины, как известно, тоже начинается с маленького ручейка.
В старину из-за зависти крестьяне, случалось, жгли барские усадьбы и дома своих зажиточных односельчан. Сегодня нередко по этой же причине убивают "новых русских", сжигают дачи, квартиры... И попадают в глубокую нравственную бездну, навлекая гнев Божий на себя и на с
Показать ответы (1)
Скрыть ответы